Министру юстиции РФ К.Э.Чуйченко
Директору ФСИН России А.П.Калашникову
Депутатам Государственной Думы ФС РФ
ПРАВОВАЯ ИНИЦИАТИВА
Анализ нормативно-правовой базы показал наличие пробела в УИК РФ. Так, последние 10 лет активно развивается рынок страхования жизни и здоровья следственно-арестованных и осуждённых, ежегодно тысячи родственников заключённых приобретают в разных страховых компаниях полисы и страхуют своих близких в застенках от несчастных случаев, в первую очередь от наступления смерти или инвалидности в результате незаконных действий сотрудников ФСИН. И это говорит сразу о двух вещах. Во-первых, это означает, что родственники и заключённые не доверяют ФСИН и опасаются пыток и насилия именно со стороны сотрудников службы, и во-вторых, о желании получить дополнительную поддержку и защиту своих прав.
Опрошенные сотрудники ФСИН и экс-сотрудники УИС показали, что наличие в личном деле страхового полиса, осведомленность сотрудников ФСИН о факте страхования и возможном иске в порядке регресса охлаждает пыл наиболее горячих, эмоциональных и несдержанных сотрудников, склонных к садизму и превышениям должностных полномочий. Это значит, что если возможная «условная» судимость не останавливает младший и средний состав администрации СИЗО и колоний, то возможные иски и риск наступления негативных последствий, неотвратимость материального наказания и выплаты из семейного бюджета 200-500,000 рублей за вред, причиненный застрахованному осуждённому, работает существенно эффективнее и нужно расширять применение таких стимулов и ограничений для снижения уровня насилия в местах принудительного содержания.
Более того, статистика, собранная экспертами ассоциации независимых правозащитников Gulagu.net свидетельствует о том, что за более чем 7 лет волонтерского сопровождения Реестра безопасности и опасений, бесплатных консультаций для сотен застрахованных заключённых и их родственников, огласки и публикации на сайте Gulagu.net информации о фактах нарушения прав человека в учреждениях ФСИН и направление соответствующих обращений в ФСИН и терр.органы для предупреждения возможных нарушений прав застрахованных привели к отсутствию страховых случаев и за более чем 7 лет практики ни одного из застрахованных не избили и не убили. В то же время по фактам публикаций и заявлений в защиту незастрахованных заключённых за эти годы были возбуждены десятки уголовных дел о фактах убийств, причинения тяжкого вреда здоровью и превышениям должностных полномочий с применением насилия. Таким образом очевидно, что незастрахованные заключённые находятся в зоне риска и менее защищены, чем застрахованные заключённые.
Эксперты Gulagu.net уже более 4 лет последовательно предлагают МинЮсту и руководству ФСИН России рассмотреть вопрос о введении обязательного страхования жизни и здоровья всех осужденных, введении в России страхования жизни и здоровья заключённых начиная с первых минут задержания и до последней минуты вплоть до освобождения из СИЗО или колонии. Очевидно, что угроза выплаты многотысячного иска в порядке регресса охлаждает горячие головы и в целом имеет позитивный эффект.
Мы наблюдаем попытки отдельных высокопоставленных сотрудников ФСИН добиться эскалации конфликтов с правозащитниками, фиксируем всплеск заказной активности оперативных уполномоченных ФСИН против наиболее активных и независимых правозащитников, и выражаем в связи с этим озабоченность и досаду. Мы считаем, что добросовестные руководители ФСИН просто обязаны чутко реагировать на критику и замечания правозащитников, на их инициативы и обращения и вместе, в конструктивном ключе решать стоящие перед ФСИН и обществом задачи. В первую очередь задачу по ограничению произвола сотрудников УИС и снижению уровня насилия и числа ЧП. Только тесное взаимодействие и честная открытая работа позволят создать условия для исключения случаев убийств, пыток и расправ над заключёнными.
За последние 10-15 лет оперативные службы ФСИН часто пытались обвинить правозащитников то в работе на иностранные спецслужбы, то на грантодателей из-за рубежа, то на т.н. «воров в законе» и криминальных лидеров. Но всё это оказывалось бредом и выдумками, с помощью которых отдельные недобросовестные и коррумпированные сотрудники ФСИН лишь пытались скрыть недостатки работы службы.
Приведу несколько наглядных и показательных примеров:
Существующие в регионах УПЧ и ОНК, и даже ОСБ УФСИН не имели никакого отношения к раскрытию данных вопиющих деяний и не инициировали без огласки и заявлений Gulagu.net соответствующих результативных проверок и расследований.
И таких историй мы с Вами знаем немало. При этом ни Джалилов, ни Сотников, ни Сарычев не были застрахованы, об их судьбе не заботились правозащитники, страховые компании и руководство ФСИН не получало от активистов каких-либо обращений и не могло своевременно принять меры к их спасению и ограждению от пыток, причинения тяжкого вреда здоровью и смерти.
Да, ситуация в чём-то сегодня патовая. Независимые правозащитники не перестанут писать о фактах пыток и коррупции, а руководству ФСИН и МинЮста будет неприятно это читать и на каждую публикацию правозащитников будет болезненная реакция и попытка увидеть в правозащитников не коллег, а врагов. И всё же мы должны руководствоваться не эмоциями и амбициями. От нашего самосознания и поступков зависит, сможем ли мы вместе спасти других заключённых или через 5-6 лет нам придётся направлять аналогичные обращения новым директору ФСИН и министру юстиции и перечислять ЧП за 2021-2024 годы.
Нет, волшебной палочки у нас с Вами нет. И не будет. И в ближайший год вряд ли ФСИН потратит выделенный из бюджета РФ миллиард на страхование заключённых, а не сотрудников УИС. И тем не менее важно общими усилиями продумать, что мы можем сделать для того, чтобы снизить произвол и повысить прозрачность деятельности УИС.
Со своей стороны Совет координаторов и экспертов Gulagu.net предлагает разместить на сайте ФСИН наряду с служебной Интернет-приёмной адрес эл.почты горячей линии Gulagu.net, бесплатно проводить онлайн-занятия с помощниками начальников УФСИН по правам человека с целью расширения познаний в сфере возможных нарушений прав человека, консультировать юристов правового управления, оперативников ГОУ и УСБ ФСИН об известных фактах нарушения прав человека и учреждениях, на которые чаще всего поступают жалобы от заключённых и их родственников.
Вместе с нашими добровольными инициативами мы призываем руководство ФСИН и Минюста рассмотреть с депутатами Государственной Думы ФС РФ возможность внесения в парламент законопроекта о дополнении пунктом 2.2 статьи 24 УИК РФ и расширить перечень лиц, имеющих право на посещение учреждений ФСИН, включив в него представителей страховых компаний, с которыми у заключённого и его родственников заключён договор добровольного страхования жизни и здоровья, а также лечащих семейных врачей, которые лучше тюремных медиков знают организм своих пациентов и кто будет готов участвовать в медицинской помощи заключённым, а также сможет составлять акты мед.осмотра без какого-либо давления и участия со стороны сотрудников данного учреждения. Внесение данных дополнений снизит нагрузку на юристов страховых компаний и нанимаемых ими или родственниками заключённых адвокатов, ускорит процедуру доступа к застрахованным и к фиксированию возможных фактов наступления страховых случаев.
Основатель правозащитного проекта Gulagu.net Владимир Осечкин и эксперты Рабочей группы Елена Брылякова, Татьяна Янченко, Денис Пшеничный, Михаил Шнейдерман и другие.
(в работе над данной правовой инициативой принимал активное участие ведущий эксперт в сфере страхования жизни и здоровья, начальник отдела страхования несчастных случаев страховой компании "ТИТ" Михаил Владимирович Шнейдерман, который более 7 лет пытался наладить диалог с ФСИН и выступал сотни раз в качестве заступника застрахованных заключённых и их законных прав. Михаил Владимирович погиб после атаки на него со стороны недобросовестных сотрудников Управления "М" ФСБ России в декабре 2019 года. Мы обязаны упомянуть его и ещё раз почтить погибшего коллегу. Светлая память, уважаемый и дорогой друг, мы помним и мы продолжаем....)
Only registered users can leave comments.
Екатерина Владимирова
Подскажите. Как застраховать заключённого?